Ирбит, основанный в 1631 году – старейший уральский город на протяжении столетий был свидетелем оживленного обмена товарами между Европой, Сибирью, Средней Азией и Китаем. В 1643 году здесь зародилась знаменитая на весь мир Ирбитская ярмарка и овеяла город торговой славой.
Приехав в Ирбит, вам предоставляется возможность побывать в музее купеческой архитектуры под открытым небом, узнать об истории мотоциклетного строения, окунуться в невероятный ярмарочный круговорот!
Выпить чаю из самоходного самовара-гиганта объёмом 415 литров, установленного на трицикле «Урал», занесённого в Книгу рекордов России, отведать блинов из МОТО-печи – и это все ИРБИТ!
Основание первого поселения на месте современного города относится к 1631 году, когда вблизи устья реки Ирбеи (Ирбит), впадающей в Ницу, верхотурским слободчанином Иваном Спицыным была заложена Ирбитская (Ирбеевская) слобода. Выгодное положение слободы на торговом пути из европейской части России в Сибирь привело к узаконению в 1643 году Ирбитской ярмарки. После перемещения границ русского государства к югу торговый путь от Верхотурья до Тюмени стал проходить вдоль Ницы и Туры, ярмарка приобрела всеуральское, а затем и всероссийское значение, выполняя роль крупного перевалочного пункта между Уралом и Сибирью, Европой и Азией.
С 1821 года Ирбит застраивается по генеральному плану как город-ярмарка с созданием единого архитектурного ансамбля. Ценной частью историко-культурного наследия Ирбита является его архитектурно-градостроительное наследие. Ярмарка сформировала исторический центр города – Гостиный двор, бывшие торговые здания, Пассаж, Сретенская церковь, дома состоятельных горожан.
В городе – 68 памятников градостроительства и архитектуры, 11 памятников истории. Историки и архитекторы утверждают, что кружевные кирпичные узоры Ирбитских старинных зданий уникальны. Среди памятников истории и культуры преобладают каменные жилые купеческие дома, в городе сохранилось две церкви – кладбищенская Свято-Троицкая и Сретенская, «казённые» административные здания казначейства, уездной земской управы, почтово-телеграфная контора, земская аптека, здания мужской и женской гимназий, торговые здания (магазины и склады купцов Агафуровых, Зязина, Саввы Морозова). Производственная архитектура представлена комплексами винокуренного завода и мельницы купца Зязина. Два квартала в границах улиц Кирова-Ленина-К.Маркса-Революции и Володарского-Ленина-Красноармейская-Революции отнесены к заповедной зоне, где проектом охранных зон предусмотрено обеспечить музеефикацию образцов городской среды Ирбита и её комплексную реставрацию.
Развитие торгового города напрямую зависело от оборотов ярмарки. В конце 18-го века с пуском Транс-Сибирской железной дороги значение Ирбитской ярмарки, а вместе с ней и Ирбита заметно снизилось. Ирбит был соединён железной дорогой с Екатеринбургом лишь в 1916 году. Советская власть в Ирбите была установлена 28 января 1918 года.
Серийное производство нового мотоцикла, получившего наименование М-72, началось в августе 1941 года. А 21 октября 1941 года Совет по эвакуации при СНК СССР принял решение о переводе Московского мотозавода и связанных с мотоциклетным производством цехов на Урал, в город Ирбит. С чего и началась мотоциклетная история Ирбита, принесшая городу статус мотоциклетной столицы России. Завод работает и по сей день.
Ирбитчане по праву гордятся богатой культурой своего города. В городе, где проживает 37 тыс. населения, не только сохранен, но и функционирует один из старейших театров Урала – Ирбитский драматический театр имени А.Н. Островского, созданный в 1846 году. Сегодня в Ирбите работает и пользуется большой популярностью филиал Свердловской государственной академической филармонии.
Уникальны и музеи: Ирбитский государственный музей изобразительных искусств, в составе которого музей гравюры и рисунка и музей уральского искусства, а также единственный в России музеем мотоциклов (Ирбитский государственный музей мотоциклов), где есть бесценные модели-раритеты отечественного и зарубежного мотоциклостроения. Одним из самых богатых провинциальных музеев области является Ирбитский историко-этнографический музей. В Ирбитском музее народного быта представлена уникальная коллекция самоваров, в том числе уникальный экспонат – самоходный самовар-гигант объёмом 415 литров, установленный на трицикле «Урал», занесённый в Книгу рекордов России.
В настоящее время в историческом центре города проводятся масштабные реставрационные работы, происходит реставрация купеческих домов, театра и пассажа. Даже кирпич для ремонта и реставрации привозят с территории области и дальше, - с тем, чтобы он соответствовал эпохе.
В городе расположено более десяти музеев, где хранятся шедевры мирового уровня. Так в экспозиции единственного в России специализированного музея гравюры и рисунка - более тринадцати тысяч оригинальных работ, представляющих историю европейской графики нескольких столетий, начиная с XVI века.
Для создания привлекательного облика города в исторической части на обновлённых фасадах зданий установлены новые вывески в старом стиле. Автор вывесок Митя Кузнецов из Рыбинска. Дизайн вывесок разрабатывается с учётом колористического решения фасадов зданий, а также старинных фотографий ярмарочного Ирбита, изготавливаются и расписываются вручную с применением натуральных материалов. Аутентично оформленные фасады зданий в историческом центре привлекают туристов.
В последние годы Ирбит становится не только местом сохранения истории, но и центром современного искусства и культуры. Уникальное сочетание исторического наследия и современной динамики делает Ирбит очаровательным и незабываемым городом, который стоит посетить и ощутить его богатую историю и яркое настоящее.